Бейт Шаан

экскурсии по Израилю

Благодаря плодородности и удобному географическому расположению, люди жили в Изреельской долине с древнейших времен. Уже тогда через эту долину проходил торговый путь на восток, и, живя в этом месте можно было, как нельзя лучше его контролировать. Видимо, благодаря этому появился город, существующий, по сей день.
Добро пожаловать в Бейт Шаан, дамы и господа!
Бейт Шаан находился во владении египтян, и со времени фараона Тутмоса III (XV в. до н. э.) В этот период город был единственным египетским административным центром за пределами Египта. Этот город упоминается в нескольких египетских текстах, один из которых представляет собой перечень городов, которые фараон Шишак отвоевал у Израиля. Египетское владычество продолжалось три века. Следы этого периода мы можем видеть на холме-кургане, там в этот период находился языческий храм и дворец наместника. Сегодня поднявшиеся на холм, могут увидеть там копии (оригиналы находятся в Музее Израиля) египетских стел с надписями и развалины дворца.
В книге Судей 1:27 Бейт Шаан описывается как город, принадлежащий территории колена Менаше, но в этот период израильтяне не смогли захватить укрепленный город. В XI веке ханаанский город завоевали злейшие враги Израиля, филистимляне. После знаменитой битвы между израильтянами и филистимлянами на горе Гилбоа, тела первого еврейского царя Саула и его сына Ионатана были повешены на стены Бейт Шаан (1 Самуил 31:10). Царь Давид сложил песнь об этом трагическом событии.
После этого Бейт Шаан упоминается как один из городов царства царя Соломона (1 Царств 4:12). После этого до III века до н. э. о Бейт Шаан нет никаких упоминаний, а в III в. н. э. он стал греческим городом под названием Скитополис. Покровителем города являлся бог Дионис (Бахус). Рассказывали, что у Диониса была кормилица Ниса – и когда она умерла, он искал по всему миру самое лучшее место и нашел здесь и основал город и населил его подвластными ему скифами (отсюда название – Скитополис – Город Скифов). В городе найдено множество изображений Диониса.
В период правления сирийского царя Антиоха IV (тот, с кем была связана история о хануке), город получил название Ниса Скитополис.
В 63 г. до н. э. римский военачальник Помпей захватил город во время своего похода на Израиль и включил его в состав Декаполиса, объединения, городов, которые поддерживали греко-римское влияние в этом регионе. Бейт Шаан был столицей, или самым большим городом Декаполиса. Когда еврейское население города вступило в противостояние с греками во время Иудейской Войны, оно было жестоко уничтожено.
Во втором веке н. э. город необычайно разросся; в это время шестой римский легион стоял в Скитополисе. В то же время город стал одним из центров ткацкого производства Римской Империи. Лен из Скитополиса был широко известен. Это производство также привлекало еврейских крестьян, но еврейские религиозные лидеры предупреждали их о разлагающем влиянии римского города. Позже, в городе появилась большая христианская община. После арабского завоевания город снова стал называться "Бейсан". Это был период упадка, и в 749 году н.э. город был уничтожен землетрясением. В период крестоносцев здесь был небольшой укрепленный пункт.
Бани.

Напротив театра, через улицу располагаются руины византийских бань. Какую же роль играли бани в то время? Эти фитнес-клубы начали строить еще в Древней Греции, позднее римляне модернизировали их благодаря техническому процессу. В 4 веке в Риме было около 1000 бань, как общественных, так и частных. В Римской империи не было не одного самого захолустного городка, в котором не было бы банно-прачечного комбината. Внутри бани представляли из себя комплекс помещений с различными функциями и температурой. Войдя на территорию бань, посетители попадали в палестру – зал для занятий спортом, с мозаичными полами, прошедшими многократный ремонт. В данном случае вокруг находится аподитерий или раздевалки, а в смежном помещении – фриджидариум - мелкий бассейн с прохладной водой (нет, римляне не плавали в бассейнах, как нам показывают в фильмах, они в них окунались, чтобы смыть пот, после занятий спортом).
Следующее помещение – тепидарий, теплое помещение – здесь мы видим систему подогрева – гипокауст – керамические столбики, находившиеся под полом. Между ними проходил горячий воздух, нагревавший пол. Но, температура здесь не максимальная, т.к. задача была разогреться постепенно.
Следующее, «парилка» - кальдарий («кальдо» - суп), вот тут то было действительно жарко. Тут же «сухая сауна» - лаконик, здесь температура достигала 85°С.
И тут, мы начинаем искать березовый веник, а древних римлян рабы-банщики, умаслив, скребли специальными медными скребками, снимая эпидермис.
Вопреки принятому мнению о разврате в Римской империи, мужчины и женщины посещали бани раздельно.
Бани отапливались печами. Это не самые большие бани в Бейт Шаане, но наиболее хорошо сохранившиеся.
Люпанарии и кардо.

На полукруглой площади, сразу за банями располагались магазины и, видимо – люпанарий (проституток называли «волчицами» (lupae)), то есть дом терпимости. Это комплекс автономных помещений с мозаичными полами. В одном из помещений находится мозаика, изображающая Тихо, римскую богиню удачи. У каждого города была его богиня- покровительница. Её всегда изображали в венке из городских стен. В ее руке рог изобилия с тем, что растет в городе, в данном случае – финики. Мозаика была украдена, и через 6 лет нашли у местного жителя, который воровал велосипеды. В другом помещении мозаика с текстом фривольного содержания. Какого пола были проститутки – не известно. Улица кардо (от латинского «сердце»), сегодня называется Паладиус, т.к. здесь нашли надпись сообщающую, что улица построена Паладиусом. вымощена базальтовыми плитами, под ней проходит канализационная система. Кладка по диагонали – чтобы телеги не подпрыгивали (у транспорта того времени были амортизаторы из кожи). По обеим сторонам улицы тротуары, мощенные мрамором, за ними располагались торговые ряды. Так же как и в других городах над тротуарами были навесы.
На углу улиц кардо (Паладиус) и декаманос (Сильванус) находился комплекс языческих храмов. Часть была разрушена землетрясением, часть разобрана в византийский период. То что мы можем увидеть сегодня – это храм, посвященный Дионису или Нисе, не известно, и храм, посвященный нимфам – «нимфеон». Очень впечатляют громадные колонны, расколовшиеся при падении во время землетрясения в 749 году. Интересно, что прираскопках нашли только один скелет с зажатым в руке мешочком с золотыми. Если учесть что землетрясение произошло в 3 часа ночи, то это явно был вор.
В центре нимфеона – фонтана – в центре стояла статуя Афродиты, в нишах нимфы. Вода стекала в канализацию. Евреям было запрещено умываться и пить воду из нимфеона, т.к. при этом они должны были целовать статую, то есть поклоняться языческой богине.
Общественные туалеты.
Общественные туалеты византийского периода. Туалеты с проточной водой были только в богатых домах или в комплексах общественных зданий. Туалет, так же как и бани были местом общения. Несколько интересных моментов – римляне пользовались духами и ароматическими маслами. В арабский период в качестве туалетной бумаги использовали тряпочки, в римский - листья и губки, смоченные в воде. Вода попадала в туалеты из нимфеона, находившегося рядом с театром.
Театр.

бейт шаан Театр, наиболее хорошо сохранившийся из найденных в Израиле, построен около 200 г. н. э. Изначально, театры стали строить в Древней Греции, в 5 веке до н.э., как часть культа Диониса. Все спектакли были посвящены отношениям между людьми и богами. Римляне практически полностью отказались от комедий и трагедий и заменили эти жанры на артистов-юмористов. Однако в западных районах империи больше уважали амфитеатры с гладиаторскими боями.
Несмотря на то, что сохранились только нижние ярусы театра (треть – верхний ярус был разрушен землетрясением в византийский период, средний разобран крестоносцами на «кирпичики»), здание очень впечатляет. Театр позволял разместиться 7000 зрителей. В театре несколько выходов – «вомиториев» («изрыгающие пищу», в переводе с латыни, интересно, что это название распространялось только на выходы, т.к. театр после спектакля как бы отрыгивает зрителей) и два входа ведущие к оркестре. В коридорах-входах есть ниши, в которых, по всей видимости, держали диких зверей, на потеху публике. Сверху театр накрывали крышей-тентом. Все спектакли проводили в первой половине дня, и обычно, каждый день. Первые ряды были для уважаемой публики. Иногда, в оркестре устраивали имитацию морских боев с пиратами, для этого её заливали водой. Впрочем, такие же забавы проводили и в других городах Израиля. Уникальность этого театра состоит в том – что только здесь из всех сохранившихся театров того периода есть «ложи», строительство которых не описано даже у Витрувия, хотя он описал ВСЕ каноны строительства. Театр функционировал вплоть до византийского периода.
В Бейт Шаане кроме вышеперечисленного нашли амфитеатр (для гладиаторских боев, на 7000 человек), монастырь с мозаичными полами Телль Эцтаба, и многое другое.
А сколько еще не раскопано!