Плод, дарованный Адаму

экскурсии по Израилю

Фига - единственное дерево, которое упомянуто по названию в первую неделю сотворения мира. Именно, фиговым листом Адам и Ева прикрыли наготу, после того, как вкусили плод с древа Познания Добра и Зла.

Фига является одним из семи видов плодов, которые Творец дал Адаму, когда спустил его из рая на землю. Видимо, поэтому, плодоносная смоковница, оливковое дерево и виноградная лоза у пророков фигурируют как обязательные атрибуты жизни в мессианский период.

Более трех тысяч лет назад еврейский народ вышел из Египта и ходил по пустыне. Проведя чуть больше года в странствиях евреи подошли к Святой Земле и послали двенадцать разведчиков посмотреть, как же выглядит обещанная Господом потомкам Авраама земля. Через сорок дней разведчики вернулись и принесли прекрасные плоды смоквы - фиги, гранаты и виноградную лозу, которую с трудом могли поднять два человека. Несмотря, на эти чудесные плоды, разведчики нашли множество минусов в Земле Обетованной и девятого числа еврейского месяца ав проголосовали за то, чтобы вернуться в пустыню. Это был первый раз, когда евреи приняли решение демократическим путем, и стало понятно, что демократия нам не подходит. Каждый год, девятого ава пятнадцать тысяч человек выкапывали себе могилы, ложились в них и умирали. Пока не умерли все, кто голосовал против воли Творца. Спустя сорок лет, когда евреи зашли на Землю Обетованную, среди них было только двое вышедших из Египта - Иешуа бен Нун (Иисус Навин) и Калеб - те два разведчика, которые несли виноградную лозу и голосовали за то, чтобы любой ценой исполнить волю Господа и зайти на Святую Землю.

Девятое ава стал самым страшным днем в истории еврейского народа. В эту дату были разрушены Первый и Второй Храм, было принято решение об изгнании евреев из Испании, начались погромы устроенные Богданом Хмельницким, начал действовать лагерь смерти в Треблинке... При этом, считается, что именно в этот день Машиах проявит себя в этом мире и тогда, этот день станет самым большим праздником. А пока что, это день поста и скорби.

Впрочем, писать я собиралась, про фиги... Итак, древние египтяне верили, что каждый день из этого священного дерева рождался Бог Солнца. Еще эти неглупые ребята уже 4000 лет назад использовали для сбора урожая инжира ручных обезьян. Ручные животные срывали спелые плоды и отдавали человеку, стоявшему под деревом с корзиной.

В Древней Индии поклонялись ряду древесных пород, в том числе и смоковнице. Это растение было посвящено богу Вишну. В каждом селении обязательно произрастало свое священное дерево, которое считалось покровителем и советником людей. Около священного дерева совершались жертвоприношения, его поливали молоком, смешанным с водой, ему дарили цветы, благовония или печеный хлеб.

В буддизме смоковница считается символом озарения – именно под этим деревом Будда достиг познания сущности жизни. На Цейлоне и сейчас растет "священное" фиговое дерево, посаженное более 2200 лет назад, в эпоху утверждения на острове буддизма.

В Древней Греции растение было посвящено Деметре и Дионису. Демера подарила священную смоковницу царю Фиталу за оказанные ей почести и гостеприимство. Плоды и листья инжира считались атрибутами хмельного бога Диониса и фаллического бога Приапа. Смоковница пользовалась такой популярностью, что растение даже запретили вывозить за пределы государства. Естественно, находились контрабандисты, которые тайком вывозили инжир в другие страны. Среди нарушителей порядка были воины Александра Македонского. Они брали с собой в походы мешочки с сушеными плодами инжира. Римская легенда повествует о том, как однажды корзину в которой лежали будущие основатели Рима унесли стремительные воды Тибра. От смертельной опасности их спасло дерево смоковницы, ветви которого задержали корзину. Много лет дерево было почитаемо римлянами, и когда оно засохло в городе был объявлен траур. Во время празднеств, посвященных Вакху хмельные участники процессий несли в руках фиги.

Сегодня, готовя подарки на рождество в Италии обязательно кладут в них пакетик с сушеным инжиром. В христианской традиции фигурирует "смоковница, дерево засохшее". Обычно оно символизирует, тех, кто не признает Иисуса Христа как миссию. Кроме, случая, когда Иисус проклинает не плодоносящее дерево и велит смоковнице засохнуть. Проклятие смоковницы стало символом отвержения тех людей, которые имеют только внешний вид исполнителей закона, а в действительности добрых плодов не приносят. Или же, те кто записывали эту притчу, были воспитаны на эллинистической культуре и ассоциировали плод фиги с фаллосом. Таким образом они призывали к отторжению от греческого культа тела.

Есть несколько легенд, которые повествуют об отношении между фигой и другими деревьями. Вот одна из них. Инжир гордо покачивал ветвями, сплошь усыпанными еще не созревшими плодами.
Подняв глаза, он с удивлением обнаружил, что рядом выросло дерево с густой кроной, на ветвях которого, кроме листьев, ничего не было.  - Кто дал тебе право закрывать солнце и мешать моим плодам набираться сил?- грозно спросил инжир у незнакомца.- Ты кто такой? Отвечай!  - Я вяз,- робко и учтиво ответил сосед.
- Ах ты вяз в листьях по уши увяз!- передразнил его недовольный инжир.- А где же твои плоды? Постыдился бы расти без толку и мешать другим. Вот погоди! Скоро мои плоды созреют, попадают на сырую землю и прорастут. Тогда мы тебя разом со свету сживем.  И действительно, плоды инжира удались на славу - все как на подбор. Но однажды мимо проходили солдаты. Увидев инжир, они с жадностью набросились на него, посрывали плоды и обломали ветки.
Сердобольный вяз с сочувствием посмотрел на присмиревшего соседа.
- Бедный инжир! Напрасно ты пророчил мне погибель, не ведая, что тебя самого ждет печальная участь. И мне тебя вдвойне жаль, ибо пострадал ты из-за собственных плодов. Инжир еще долго сокрушался, залечивая раны, а добрый вяз продолжал разрастаться, никому не завидуя и не желая худого. В исламской традиции фиговое дерево считается райским, а плоды его запретными.

На сегодняшний день самым известным и почитаемым фиговым деревом в мире является дерево растущее в столице Перу Лиме во внутреннем дворике президентского дворца Франсиско Писарро (завоеватель государства инков).
По преданию, Писарро выходил его из полузасохшего саженца. Дерево является, с одной стороны, предметом гордости жителей столицы Перу и привлекает массу туристов, но с другой стороны, посетители не прикасаются к дереву и никогда не употребляют в пищу его сочные сладкие плоды. Это дерево, в глазах людей, восприняло отвратительные черты своего хозяина – жестокость, вероломство, жажду кровавых злодеяний. Существует предание, что все эти ужасы войдут в жизнь того, кто прикоснется к инжиру Писарро и, тем более, поест его плодов.