Море Святой воды

экскурсии по Израилю

Названия озера объясняются его географическим положением - море Галилейское, поскольку расположено в Галилее, море Тебериадское, поскольку две тысячи лет назад столицей региона стал город Тверия (Тибериада); ну и озеро Кинерет, видимо самое древнее, потому что уже в ханаанские времена в северной оконечности водоема находился город Коль а Кинерот. Археологические раскопки проведенные немецкими учеными на месте этого города, подарили нам "ключ" к истории названия. Во время раскопок было найдено основание статуи фараона Сети I, с "отчетом" о завоевании города: "захватил город Коль а Кинерот, основанный человеком по имени Кинар". Озеро-море является частью сирийско-африканского разлома и самым большим пресным водоемом в Израиле. На берегах Кинерета расположены порядка пятидесяти различных туристических достопримечательностей: природных, археологических, культурных и религиозных.
В иврите для определения этого водоема есть специальное слово - "яма", это не совсем море - ям, и не совсем озеро - агам. Как сказала одна моя туристка: "Все просто, есть дни, когда противоположный берег не видно, тогда это море, есть дни когда он виден великолепно - тогда это озеро". Видимо древние рассуждали также. Воды Кинерета в еврейской традиции считаются святыми.
Через озеро протекает самая известная река в мире - Иордан. Протекая через озеро, воды реки не смешиваются с водами Кинерета. Этот эффект очень хорошо видно с самолета. Красивая метафора сравнивает воды Иордана протекающие через озеро, с евреями в диаспоре, точно также они не смешиваются с окружением.
По еврейской традиции Озеро Кинерет образовалось в результате кучи, наделанной гигантским Козлом (Эз). Эз порождение и воплощение наглости и гордыни без границ. Кинерет воплощение гордыни и красы земли Израиля.
Придя на Землю Обетованную евреи обнаружили самое низкое место в мире, где надо было обрести новую жизнь. Кинерет назван "Живым морем", которое является центром мира. В озере, кроме рыбы и крабов, обитают невидимые глазу волшебные существа, являющиеся игрушками Творца. Он играет с ними в Раю, а потом они собираются в Кинерете и ждут своего часа. Зовут их Шурабор и Левиафан.
Иордан является земным отражением реки райского сада, Кинерет - бездонный, под ним великое море и оно опускается до пасти Левиафана (В Эклезиасте написано: " все реки впадают в море и оно не переполняется").
Естественно, эти талмудические традиции нельзя воспринимать ни как сказки, ни буквально. Разговор идет о духовных метафорах, которые нам с вами сегодня понять не дано.
Три подарка евреи получили в пустыне от Творца: манн, Облака Славы и колодец. Сегодня у нас есть только колодец. И находится этот колодец в озере Кинерет. Итак, однажды, более трех тысяч лет назад, ходили евреи по пустыне. Однажды, сестра Моисея и Аарона, пророчица Мирьям , решила покритиковать Моисея, у него за спиной. Казалось бы, ничего особенного, подумаешь, критика. НО, критика в иудаизме является проявлением одного из самых страшных грехов - "лашон ра", дословно "дурной язык". Это оговор, наговор, сплетни, дача оценок окружающим. Все это является проявлением гордыни, которая, естественно, тоже грех. Творец наказывает за это и простых людей, ну а с пророков спрос всегда больше. Мирьям была наказана проказой и отделена от лагеря на семь дней. Но, раскаяние ее было на столько глубоким и искреннем, а заслуги настолько велики, что Творец послал ей Колодец, в котором она совершала омовения и очистилась. Сорок лет Колоде Мирьям ходил по пустыне, и там, где он останавливался, мы ставили лагерь. Женщины, использовали колодец как ритуальный бассейн.
С возвращением на Землю Обетованную, Колодец Мирьям переместился в Кинерет, где находится до сего дня. Кинерет является воплощением гордыни, но в нем есть колодец, который воплощает полное очищение от гордыни, духовное и физическое. Последние свидетельства об использовании Колодца относятся к XVI веку. Рабби Хаим Виталь никак не мог запомнить уроки любимого учителя - святого Ари. Ари предложил ему отправиться в Тверию, где они взяли лодку и подплыв к определенному месту, остановились. Рабби Хаим напился водой, в указанном учителем месте, и с этого момента стал понимать, сказанное Ари и запоминать материал.
В Талмудической традиции, Колодец олицетворяет сумерки - переход из одного состояния в другое и становится центром между двумя сущностями. Но, зафиксировать сумерки не возможно, точно так же и Колодец Мирьям в Кинерете. В грядущие времена он откроется в центре Храмовой Горы и затопит знаниями весь мир.
Сегодня, в Тверии, есть человек, который утверждает, что ангелы во сне показали ему место, где находится Колодец. Раньше, он даже плавал туда, набрать воды, чтобы помочь больным. Тема Колодца Мирьям получ
ила продолжение и в христианской традиции. Правда, поменялись персонажи, смысл и дислокация. Колодец Девы Марии (Мирьям) находится в городе Назарете, и согласно протоевангелию Яакова, голос архангела Гавриила Дева услышала именно там. Но, эта история уже не касается Кинерета, так что об этом в следующий раз.