Про виноград ...

экскурсии по Израилю

Когда Господь спустил Адама из рая на землю, он дал ему семь видов растений, среди них был и виноград. И, видимо, потомки Адама успешно употребляли его в пищу, и не подозревали о других вариантах. Первый, другие варианты использования винограда, открыл для себя Ной. И было это так: Посадил Ной первую виноградную лозу, когда ковчег пристал на горе Арарат. Сатана пришел и спрашивает:
- Что будет из это посадки?
- Виноградник, - ответил Ной.
- Не желаешь ли взять меня в компаньоны?
Ной согласился. Что же сделал Сатана? Привел к винограднику овцу, льва, обезьяну и свинью и, заколов их, поочередно полил виноградник кровью. Человек, пьющий вино, обнаруживает поочередно же природные свойства всех названных тварей: вначале он кроток как овечка, потом становится отважным как лев, по мере опьянения начинает кривляться как обезьяна и, наконец, валяется в грязи подобно свинье. Все это произошло и с праведным Ноем. И заснул Ной, выпив лишнего, в пещере обнаженным, и пришел его сын Хам и смеялся надо ним. В Торе написано, в наказание за нарушение одной из самых главных, и как считают евреи - самой тяжелой заповеди - чтить отца и мать своих, Хам и потомки его должны были стать рабами у потомков братьев его. Талмуд дополняет и сообщает нам, что "почернел Хам и потомки его в наказание за это". И благословения от отца Хам и потомки его не получили. Посему, во всем, что касается физиологии, потомки Хама всегда будут лучшими, например будут быстрее всех бегать. А вот в других направлениях лучше идти за потомками Сима и Яфета (Ефета).
Когда, подойдя к Земле Обетованный, евреи послали двенадцать разведчиков, то спустя сорок дней двое из них вернулись с трудом неся громадную виноградную лозу.
Во время каждого жертвоприношения в еврейском Храме обязательным атрибутом было вино. По сей день "благословление на виноградную лозу" - вино или виноградный сок является необходимой часть любой субботней или праздничной трапезы.
А на веселый еврейский праздник - маскарад Пурим, необходимо выпить столько вина, чтобы не отличать друга от врага. Это единственный день в году, когда человек должен показать всем, какой он на самом деле. В другие дни можно себя контролировать.
Вино и виноград в иудаизме символ Божьей благодати, познания Б-га, Его щедрости, а также символ Страны Израиля.
В мифологии древних египтян, пожалуй впервые, появляется ассоциация вина с кровью. Они верили, что виноград наливается соком, забирая кровь у мертвых людей, захороненных в земле. Плутарх писал о египетских жрецах бога Амона: "Проливая вино на алтарь, они представляют его как кровь своих врагов ". Богом - покровителем виноградной лозы, олицетворявшей веселье и довольство, изобилие и богатство был Шаи.
Интересно, что в греческой мифологии вино служило символом союза с богом. Дионисом, естественно.
В римской мифологии венки из виноградных листьев на головах Бахуса (Вакха) и его пузатого собутыльника Силена символизируют алчность и пьянство и сопутствующее чревоугодие. У аллегорических изображений времен года виноградная лоза ассоциируется с богатством, изобилием и плодородием. Вот как начиналась карьера Вакха, как бога вина: Однажды Бахус, будучи еще совсем молодым, отправился в Наксос. Путь долгий, и юноша, устав, присел на камень отдохнуть. У своих ног он заметил удивительно красивое растеньице, еле выбившееся из земли. Оно так ему понравилось, что он решил взять его с собой и посадить у себя на родине. Осторожно вырвав растение с корнем, Бахус отправился с ним в путь. Но солнце отчаянно пекло, и он стал беспокоиться, что растение засохнет, пока он дойдет до Наксоса. Увидев лежащую на земле птичью косточку, юноша осторожно вложил в нее растеньице и пошел дальше. В руке юного бога растеньице стало так быстро расти, что вскоре оказалось длиннее косточки. Желая спасти свою находку от знойных солнечных лучей. Бахус стал искать для нее защиты и, найдя львиную кость, вложил в нее растеньице вместе с птичьей косточкой. Между тем удивительное растение все росло и росло. Тогда бог вложил его в большую кость осла. Вскоре Бахус пришел в Наксос. К тому времени корни растения перепутались и обвили кости птицы, льва и осла. Юноша посадил растение вместе с костями. Кустик быстро разросся. К радости Бахуса, на нем появились чудесные грозди, из которых бог выдавил сок, приготовил первое вино и стал услаждать новым напитком людей. Но тут случилось чудо: когда люди пили немного, они пели, как птицы; выпивали еще - и становились сильными, как львы; когда же они пили много и долго, головы их опускались, как у ослов.
Вот почему пить нужно вина столько, чтобы петь подобно птицам или работать с силой льва. Но никогда не пить столько, чтобы повесить голову.
Нашла виноградная лоза и отображение в Новом Завете: Иисус образно сравнивает себя с сыном виноградаря и с виноградной лозой. В другой раз Иисус говорит: «Я есьмь  Лоза, а вы ветви».   В христианской культуре виноградная лоза является символом духовной жизни. Множество сюжетов в Новом Завете связаны с вином, например первое публичное чудо совершенное Иисусом в Канне Галилейской, это превращение воды в вино. В христианстве вино является символом союза, заключенного между Богом и человечеством после Потопа и обновленного Иисусом, который, дал людям в виде вина свою кровь, прежде чем пролить ее за людей на кресте.  В результате виноград в христианстве воспринимается как символ спасения и возрождения, и на истинность учения Христа. Виноградная лоза изображалась в ранних христианских захоронениях и катакомбах, позднее в убранстве церквей.
 В православии популярна икона "Древо жизни", или "Спас Лоза Истинная", где изображены Иисус и апостолы в аканте из виноградной лозы - древа. В католицизме атрибуты святых Венсенна и Викентия Сарагосского. В армянских церквях в день Успения Богородицы по православному календарю совершается обряд Благословения винограда. В этот день прихожане приносят в храм первые плоды урожая в знак благодарности Творцу за земные блага, которые он даровал людям. Существует и традиция на Успение угощать друг друга виноградом. Крест - Хачкар всегда изображен украшенным виноградною лозой.
В средневековой иконографии встречается изображение Иисуса, преклонившего колени в винном прессе. Это изображение иллюстрирует высказывание святого Августина, уподобившего Иисуса "грозди винограда, положенной под пресс". Вытекающий сок в данном случае олицетворяет гнев Иисуса.
Мусульманам пророк Мухаммед вино пить запретил, поэтому в исламе вино это символ греха. Это правда не мешает использовать изображение виноградной лозы в орнаментах.