Про ячмень ...

экскурсии по Израилю

Ячмень является одним из семи видов растений, которые Творец дал Адаму, когда спустил его из рая на землю. Множество упоминаний ячменя встречается в ТаНаХе. Во время всемирного потопа запасы ячменя, находившиеся в ковчеге намокли. Ной попросил супругу не выбрасывать зерна, а приготовить из них что-нибудь. Бедная женщина, не могла ослушаться мужа, но и рецепта подходящего не знала. Ночью, во сне ей явился ангел, и рассказал как приготовить волшебный напиток. Она послушалась совета, и приготовила пиво. Ной попробовал, и ему понравилось. Ной, однозначно первый алкоголик, и вино и пиво при нем начали пить. Интересно, водку и ликеры тоже?

В истории про Рут (Руфь) и Боаза (Вооза), Рут собирает в поле колоски ячменя, для того чтобы прокормить себя и свою свекровь Наоми.

В Древнем Египте существовало множество легенд, связанных с ячменем. Например, говорят, что до начала царствования Осириса, египтяне не знали земледелия и были людоедами. Сестра и жена Осириса - Исида, нашла ячмень в Палестине и дала людям, а Осирис научил их выращивать и готовить из ячменя пищу. Египтяне оставили каннибализм и стали есть блюда из зерен. Из ячменя изготовляли "Постели Осириса" - ложа для умерших в гробницах. Из земли перемешанной с ячменем делали изображения Осириса. Прорастание в них ячменя символизировало его воскресение и возвращение весны в страну.

В одном из захоронений археологи нашли мешочек с солодом привязанный к мумии. И, кстати, о солоде - египтяне пили пиво. Историй об этом множество великое. Сначала египтяне покупали пиво в Вавилоне, но сработал закон импортозамещения, и вскоре, они освоили технологии и пиво стало любимым народным напитком и продуктом питания. Древний египетский иероглиф, обозначающий трапезу, буквально звучит как "хлеб и пиво". Пиво в те времена было сладким и крепким. В разные сорта напитка добавляли анис, шафран и другие пряные травы. Египтяне знали толк в удовольствиях и медицине и использовали пивную гущу для укрепления здоровья. С исходом евреев из Египта Рамсес II попытался провести реформы в сфере пьянства и ограничить потребление пива, но народ так и не полюбил вино. Закрытие лавок и другие репрессии так и не привели к желаемому результату. Интересно, что за любое производство сельскохозяйственной продукции производители платили налоги. Кроме пива.

В Шумере и Вавилоне пивом тоже не брезговали. А в месопотамском городе Ур - родине праотца Авраама пиво производили не только для внутреннего потребления, но и на экспорт. В городе Сузы при археологических раскопках под полами домов были найдены огромные пивные кувшины. Тогда пиво пили через трубочку, ну сами понимаете непроцеженное, да и пена... Понятно, что пивные кувшины в домах устанавливались в мужской части.

Знаменитый Кодекс Хаммурапи содержит два параграфа, касающихся производства и продажи пива. Один из них устанавливал предельные цены на пиво и был направлен против злоупотреблений торговцев. За слишком высокую цену, следовало "бросить трактирщика в воду". Второй параграф был направлен против самогонщиков - фальсификаторов. В наказание, предлагалось до смерти упоить их собственным варевом. Кроме этого был строжайший запрет на политические дискуссии в питейных заведениях. Видимо, свобода слова не приветствовалась в древнем Вавилоне. Медицина в то время была тесно связана с пивом - почти все лекарства либо растворяли в пиве, либо запивали им.

Древние греки также отдали дань ячменю. Мера ячменя была главным призом в спортивных соревнованиях, которые проводились в честь богини плодородия Деметры и ее дочери Персефоны. Плиний Старший писал: "Ячмень является самой древней пищей, и очевидно это из афинского обычая, о котором повествует Манандр, а так же из прозвища гладиаторов "ячменьщики".

И возвращаясь к пиву, уже в греческой истории. Первой налог на производство и продажу пива ввела та самая Клеопатра. Хотя греки и римляне пили в основном вино, а пиво считали напитком варваров.

В евангелиях ячмень упомянут, но нет ему посвященных легенд. Пожалуй, самое яркое упоминание в христианской традиции это описание Апокалипсиса Иоанна Богослова. В момент видения третьего всадника, который олицетворяет голод, Иоанн слышит голос идущий от одного из четырёх животных, который говорит про цены на ячмень и пшеницу.
А я все о пиве, и не потому что люблю, хотя во время поездки с сыном в Прагу все же распробовала. А потому, что история пива это часть истории ячменя.

В трактате "О германцах" Публий Корнелий Тацит пишет о пиве, как о жутком, зловещем напитке. Запашок был тот еще. Причиной были добавки. Впрочем, в пиво в те времена, да и позднее добавляли всякие странные ингредиенты типа бычьей желчи, листву ясеня, грибы и можжевельник. Тацит, однако пришел к выводу, что для того чтобы завоевать германцев, нужно стимулировать развитие пивоварения. Деградация способствует ослаблению нации.

Шли года, а народ продолжал пить пиво. Особенно монахи - они просто жили на "жидком хлебе". Минус заключался в том, что галлюциногенные алкалоиды и хмель иногда вызывали "побочные эффекты" - галлюцинации, видимо отсюда столько видений у святых отцов церкви. В IX веке пиво практически запретили для монахов, но одному из церковных лидеров пришла в голову спасительная мысль - объявить пиво священным напитком. Минимальной ежедневной дозой алкоголя в бедных монастырях было один литр пива и пол-литра вина. В богатых норма была тройной.

Интересно, сегодня этого пункта в уставе придерживаются?