Зодиак. Еврейский подход

экскурсии по Израилю

Как и в отношении к любой другой теме в иудаизме, в отношении астрологии, действует аксиома "два еврея - три синагоги". Не заметить зодиак евреи не могли, и знакомы с этой темой были еще со времен праотца Авраама. Вопрос, как относится к астрологии, как и любой другой, вызвал море дискуссий. Обсуждая эту тему, необходимо учесть, что иудаизм запрещает гадания и колдовство. Вопрос, воспринимать ли астрологические прогнозы как гадание, обсуждается до сих пор. Но, когда мы не уверены, нарушаем ли мы правила, лучше не рисковать.
Нельзя, но очень хочется, значит будем искать пути. Уже в комментарии Раши созвездия названы "слугами" месяцев. Тора с их помощью описывает время, и знаки зодиака служат для определения месяцев. В Талмуде (Рош а Шана 11б) описан полный цикл зодиака. И каждому месяцу соответствует созвездие, каждое из которых имеет свой характер.
Зодиак согласно еврейской традиции связан не только с человеком, но и с растениями. В Мидраш Раба написано: "У каждого растения на земле есть созвездие на небе, которое "ударяет" его и говорит ему: расти!"
Слово мазаль (знак зодиака) можно прочесть как аббревиатуру от слов: мазриа, зера, леминеу - растения размножающиеся семенами.
Рамбан в комментарии к Дварим объясняет, что небесные тела - орудия Творца, через которые Бог посылает награды и наказания. Они являются частью творения и функционируют как система шестеренок. Шестеренки в космосе - высшие ангелы, которые приводят в действие подчиненные им воинства ангелов нижних. Те, в свою очередь, активизирую небесные тела, которые в свою очередь оказывают влияние на нашу жизнь. Таким образом, Божественное вмешательство в нашу жизнь осуществляется через звезды и созвездия. Однако, звезды, как часть системы, представляют собой нижний уровень системы Творения. Они отражают движения, которые происходят на земле. И звезды и весь этот мир находятся во власти Творца, способного изменить творение и вернуть его в первозданное состояние. Звезды и их законы являются внешней частью системы, корень которой в духовных мирах. При этом иудаизм признает влияние звезд, но не считает его основополагающим. В Талмуде сказано, что созвездия отражают различные ситуации в жизни. Человека сравнивают с двенадцатью знаками зодиака:
Когда он рождается, он мягок, как Овен (Тале)
Затем достигает успехов, как Телец (Шор), вырастая же обретает цельность, как Близнецы (Теомим). И именно тогда, в его жизни проявляется злое начало.
Сначала оно не имеет большой силы, как Рак (Сартан), но развивается и становится могучим, как Лев (Арие).
Если человек грешит, он становится как Дева (Бетула).
Если не перестает грешить, его поступки взвешивают на Весах (Мознаим).
Продолжающих бунтовать, сбрасывают в чистилище, как Скорпиона (Акрава), который прячется в земле под колючим кустом.
Раскаявшийся, вылетает как стрела из лука Стрельца (Кешет), и тогда становится мягким и чистым как Козерог (Гди).
Становится таким, как был в день своего рождения. Чистую воду прольют на него Водолеи (Дли), и он будет расти как Рыбы, которые радуются воде.
И погрузится он в реки афарсемона (благовоний), в молоко, оливковое масло и мед, и вечно будет есть плоды с Древа Жизни и расти около праведников. Он сядет за стол праведника и будет жить вечно.
Талмуд повествует о влиянии созвездий на человека и параллельно, ставит вопрос об иммунитете еврейского народа, объясняя это волей Высшей Силы, управляющей созвездиями.
При этом Талмуд утверждает, что особенности часа и дня рождения определяют личный потенциал человека.
Рабби Иешуа бен Леви пишет:
Родившийся в первый день недели (воскресенье) будет совершенен в одном качестве. Он будет лидером, как день, в который он родился. В этот день рождаются самые праведные и самые грешные люди.
Тот, кто родился во второй день недели (понедельник), будет сердитым. И все потому, что в этот день Творения, разделили верхние и нижние воды. Он будет отделять себя от других людей.
Рожденный в третий день (вторник) будет богатым и станет вступать в запрещенные связи, потому что в этот день Творения была создана трава, а она быстро растет. Она вырастает из земли и тесно переплетается с другими, и растут они вместе.
Родившийся в четвертый день (среда) будет обладать хорошей памятью, потому что в этот день были созданы светила.
Тот, кто родился в пятый день (четверг), будет делать добро своим ближним, потому что в этот день созданы птицы и рыбы, которые не трудятся для своего пропитания, а живут милостью Бога.
Рожденный в шестой день (пятница) будет стремиться исполнить больше заповедей, потому что канун субботы предполагает подготовку к субботе.
Родившийся в субботу, в субботу умрет, потому что ради него были нарушены законы субботы. Однако, его назовут "святым", потому что велика святость субботы, о которой сказано "и Он освятил ее".
Рабби Ханана, сказал рабби Иешуа бен Леви: "Причины всего этого не созвездия, а часы". В комментариях Раши сказано: "Семь планет служат указанием часа рождения: Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер, Марс". Имена звезд, по мнению Рамбана, указывают на их различие в силе, справедливости, праведности, мощи крови и меча. И все это по воле и во власти высшей силы. Как сказано в стихе: "Велик наш Бог и безгранично могуч, неизмеримо Его понимание, превыше всех чисел".
А Талмуд продолжает:
Родившийся под Солнцем, будет сиять как солнце. Он будет есть и пить только свою еду, как солнце, которое не превышает своих границ, и не пытается править ночью. Его секреты будут ясны, как солнечный свет. А уж если он попытается украсть, то не преуспеет.
Рожденный под Венерой, обретет богатство и станет вступать в запретные связи, потому что эта планета дает рожденье огню, а страсть идет от огня.
Тот, кто родился под Меркурием, обладает мудростью и ясным сознанием, потому что Меркурий всегда рядом с Солнцем, и как писец неизменно со своим пергаментом. Он будет диктовать его направление и времена года.
Родившийся под Луной будет страдать от болезни, как луна, которая уменьшается. Как Луна, которая прибывает и убывает, он будет строить а потом разрушать. Станет он есть и пить, то что ему не принадлежит, как свет Луны - он не ее. Секреты его будут скрыты, а если украдет, преуспеет.
Рожденный под Сатурном, обнаружит, что из его планов и замыслов ничего не вышло. По другому мнению, отменяется все, что другие замышляли против него. (ивритское название Сатурна Шабтай происходит от того же корня, что слово "швита", которое означает прекращение, аннулирование)
. Тот, кто родился под Юпитром, будет праведным. Согласно рабби Нахману он будет праведным (цадкан) в исполнении заповеди благотворительности (цдака). Потому что на иврите Юпитер называется Цедек.
Родившийся под Марсом будет проливать кровь. Потому что Марс на иврите Маадим, однокоренное слово, со словом дам, дамим - кровь. Рав Аши добавляет, что такой человек может стать мясником, моэлем (делать обрезание) или делать кровопускания.
Однако, всегда надо помнить, замечательное выражение "эйн мазаль леисраэль" - На Израиль не влияют звезды. Это касается и земли, и народа. Это говорит о том, что каждый человек может выбирать свой путь и исполнением заповедей можно изменить любую "звездную программу", хотя точно так же, как группа крови она дает определенные изначальные установки. Это качество еврейский народ обрел получив Тору на горе Синай. Наше существование определяется ни законами астрологии, а желанием Творца.
Кстати, рецепт для несимпатичных предсказаний: "Все в руках Небес "! После этого бежим исполнять заповеди, чтобы не огорчать Автора и отменить программу, данную астрологом.
Далее, я планирую, с Б-ей помощью рассказать, про различные свойства знаков зодиака в иудаизме.